Бахчисарайская центральная районная библиотека им. А.С.Пушкина Бахчисарайская центральная районная библиотека им. А.С.Пушкина Бахчисарайская центральная районная библиотека им. А.С.Пушкина
Бахчисарайская центральная районная библиотека им. А.С.Пушкина Бахчисарайская центральная районная библиотека им. А.С.Пушкина Бахчисарайская центральная районная библиотека им. А.С.Пушкина
RSS / MAP / W3C
RSS - международный формат, специально созданный для трансляции данных с одного сайта на другой.
Google SiteMap
Valid XHTML 1.0 Transitional

Рейтинг@Mail.ru

Боданинский Усеин Абдрефиевич (1877-1938) (Буклет. 2012)

Гибель культуры — причина исчезновения тысяч племен и народов, растворившихся в пустынных водах истории как соль. А были архипелагами, материками! Уцелели те, кого сохранила культура...     /Олжас Сулейменов/

 

Крым — неповторимое место на Земле, где пересекались древние караванные пути с морскими дорогами, являлся местом для встреч разных цивилизаций. Крым был и остается той уникальной культурной почвой, в которой культура и искусство крымскотатарского народа обрели свой особенный характер, прошли свой исторический путь развития. Эта земля рождала в процессе своего исторического развития ярких, талантливых людей, личностей как в театральном искусстве, так и в художественной культуре, поэзии и др.

Усеину Боданинскому — первому профессиональному художнику-монументалисту среди тюркских народов на территории царской России, музееведу, знатоку крымскотатарского искусства, обладающему глубокими знаниями в области археологии, архитектуры, истории, яркой личности, внесшей огромный вклад в культуру и искусство крымских татар. "Дед Усеина Боданинского Асадулла-эфенди был просветителем первого поколения, а также занимался скотоводством Карасубазара. В семье Абдурефи-эфенди было пять детей Тевиде, Али, Абдулла, Алиме, Усеин. Тевиде и Алиме вышли замуж за зажиточных людей, занимающихся торговлей, Абдулла в 27 лет умер от тифа. Особую роль в судьбе Усеина Боданинского сыграл старший брат Али, известный политический деятель левого крыла партии Милли Фирка, который являлся делегатом I Курултая. Али Боданинский всю свою жизнь посвятил служению своему народу, занимался как общественной, так и просветительской, педагогической деятельностью. В 1920 году в местечке Кызыл Яр близ Мелитополя Али Боданинский погиб при трагических обстоятельствах, которые остались не расследованными. После гибели брата Али Боданского, Усеин Боданинский уходит из политики, сосредоточив все свои силы на возрождении и развитии культуры своего народа. Прежде всего это была художественно-педагогическая работа, которая касалась и возрождения народных «кустарных» промыслов, и обучения молодых художников в кустарно-промышленном техникуме, и организация краеведческого кружка, а также организация и участие в археологических экспедициях и раскопках. Как пропагандист крымскотатарской культуры, он выступал в различных городах и селениях Крыма с лекциями о средневековом и современном национальном искусстве крымских татар. Боданинский всегда был занят делом, внимательно слушал собеседника, был всегда предельно вежлив, деликатен и никогда не повышал голоса во время общения. Был женат на младшей сестре известного в художественных кругах Петербурга и Москвы архитектора И. А.Фомина Ольге Александровне, которая в период совместной работы Боданинского и Фомина в Петербурге выходила его от тяжелой болезни — тифа. Бахчисарай начала 20 столетия был заштатным городом Симферопольского уезда. В 1914 г. там проживало 17 тыс. жителей, из которых 13 тыс. мусульман, на такое количество приходилось 32 мечети, 1 православная церковь, 1 армяно-григорианская, иудейская синагога и караимская кенасса. Главной достопримечательностью города был находящийся в центре Ханский дворец. Большим авторитетом Усеин Боданинский пользовался у сотрудников ханского дворца-музея. Усеин-эфенди большую надежду возлагал на М. Кустову, которая была способной ученицей, увлеченной музейной работой, и уделял ей много внимания. Каждую весну У. Боданинский требовал от экскурсоводов обновлять и дополнять экскурсионные рассказы. Никогда не проводил время впустую, всегда был занят делом или размышлял. По роду деятельности ему часто приходилось общаться с Г.А. Бонч-Осмоловским, Б.Ф. Добрыниным, А. Куфтиным и многими другими учеными, плодотворно работавшими в Крыму в 1920-х годах. В 1925 году приезжали в г. Бахчисарай к У. Боданинскому художники Максимилиан Волошин и Константин Богаевский, который подарил ему две свои акварели. Летом часто бывал у него и Петр Петрович Кончаловский. Тесная дружба связывала У. Боданинского с Османом Aкчокраклы — писателем, ученым, педагогом, каллиграфом, который в середине 1920-х годов утвердился как археолог, фольклорист, историк и эпиграфист. Совместно с У. Боданинским занимались исследованием культурного наследия крымских татар композитор Асан Рефатов (с 1925 года также участвовал в этнографических экспедициях, организованных Бахчисарайские музеем); Хайри Эмир-заде — артист театра и кино, человек ярких многосторонних способностей, который прекрасно рисовал, писал стихи, пел и танцевал; Меинов Джелял — писатель, режиссер; Яновский В.К. — художник акварелист, хорошо владевший крымскотатарским языком. Они периодически собирались во дворе Ханского музея-дворца, играли, пели старинные крымскотатарские песни, в основном все это происходило до 1927 года, в период так называемого татарского «декаданса» — возрождения культуры и искусства крымских татар

В 1927 году кустарно-промышленный техникум переводят в г. Феодосию и называют Кустарно-промышленным техникумом народов Востока, куда стали принимать студентов из Калмыкии, Коми.

В К. Яновский не поехал как преподаватель в Феодосию, остался верен Бахчисараю, и многие другие преподаватели отказались туда переехать. С этого периода начались притеснения и обвинения в национализме. В 1934 году Усеина Боданинского сняли с занимаемой должности, и в 1938 году, в апреле, расстреляли.

«Красота спасет мир» — утверждал один из героев Достоевского, своеобразную красоту ювелирных изделий из металла, орнаментальное ткачество и вышивку, резьбу по камню, народную музыку сумели сохранить, спасти такие личности, как Усеин Боданинский и его сподвижники. Обреченный на уничтожение в депортации крымскотатарский народ не исчез, не погиб, может быть, и благодаря своей культуре, благодаря носителям этой культуры.

 

В буклете использованы материалы

 с сайтов:

http://www.cidct.org.ua

http://medeniye.org

Наш адрес: 98404, Крым, г. Бахчисарай, ул. Ленина, 102
E-mail: lib-cbs@bk.ru
Тел.: +380 (254) 4-77-47, +38 (06554) 4-74-01
Хостинг и дизайн: RK.UA